Учение Церкви о Богородице
Курс "Катехизис с Митрополитом"
УРОК
11.
текстовая версия
В Православной Церкви особым почитанием пользуется Пресвятая Богородица.

Что нужно знать о почитании Богородицы в православной традиции?

1
Новый Завет не дает никаких указаний на то, чтобы при жизни Христа Матерь Иисуса пользовалась каким-либо особым почитанием в общине учеников Спасителя. В Евангелиях от Матфея и Луки о Матери Иисуса говорится подробно в связи с рождением от Нее Иисуса. Дальнейшие упоминания о Марии, Матери Иисуса, в Новом Завете носят эпизодический характер. Все три синоптических Евангелия содержат рассказ о том, как Матерь и братья Иисуса пришли к Нему и просили о встрече с Ним, но Иисус, указав на сидевших рядом с Ним учеников, сказал: «вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46—50; Мр. 3:31—35; Лк. 8:19—21). В Евангелии от Иоанна Матерь Иисуса присутствует на первом чуде Иисуса в Кане Галилейской (Ин. 2:1—12). В том же Евангелии говорится о том, что Матерь Иисуса стояла при Его кресте (Ин. 19:25—27). Этим исчерпываются свидетельства Евангелия о Божией Матери.
2
Догмат о девственном рождении Иисуса от Марии является единственным мариологическим догматом, основанным на прямом свидетельстве Нового Завета (Мф. 1:18—25; Лк. 1:26—35). Уже во II веке тема девства Марии становится неотъемлемой частью христологического учения Церкви. В начале II века Игнатий Богоносец упоминает девство Марии в числе трех тайн, которые были сокрыты от диавола: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием».
3
Церковь прославляет Богородицу как Приснодеву, то есть как сохранившую девство навсегда. Приснодевство Богородицы — одна из важных тем православного богослужения и богословия. В богослужебных текстах Православной Церкви говорится, что Богородица — «прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребывает Дева».
4
Термин «Богородица» применительно к Деве Марии был окончательно утвержден на III Вселенском Соборе (431 года), осудившем ересь Нестория. Хотя Дева Мария родила не превечного Бога Слова, а человека Иисуса, Бог Слово и человек Иисус — одно и то же Лицо. Следовательно, Деву Марию надлежит именовать не Христородицей, как предлагал Несторий, а Богородицей. Отметим, что термин «Богородица» не был изобретен богословами. Он зародился в недрах литургической жизни Церкви: к тому моменту, когда Несторий выступил против его употребления, он уже широко использовался в богослужении, и именно отказ от термина, ставшего традиционным, послужил сигналом к началу борьбы с несторианством. Богородичный догмат был рожден через опыт церковной молитвы: через этот опыт, а не через богословские трактаты Церковь узнала о том, что Мария родила Бога воплотившегося, а не просто человека Иисуса.
5
По учению Церкви, Пресвятая Дева была от века предызбрана Богом для того, чтобы стать Его Матерью, была предуготована и предочищена. В то же время, Церковь еще в эпоху христологических споров отвергла представление о том, что Христос прошел через Богородицу, «как через канал», то есть, что Она была лишь пассивной исполнительницей божественного предопределения, безгласным инструментом и орудием Божией воли. Боговоплощение стало не только инициативой Бога, вторгнувшегося в человеческую историю, но и актом совместного действия Бога и человека. В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, восхотевшему спасти людей при Ее посредстве. Оно принесло воплотившемуся Богу в дар Матерь Деву, как говорится в одном из рождественских песнопений.
6
Пресвятая Богородица отличалась особой святостью, непричастностью греху и страстям. Церковь называет Матерь Божию «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть безмерно превосходящей ангелов по Своей святости. Ее также называют «Пресвятой», буквально, «сверх-святой», подчеркивая превосходство Ее святости над святостью любого другого человека.
7
Православные верующие обращаются к Богородице в своей домашней молитве. Кроме того, Почитание Богородицы занимает исключительное место в богослужении. Богородичные праздники сопровождают верующего на протяжении всего церковного года, параллельно с праздниками Господскими, посвященными воспоминанию основных событий из жизни Спасителя. Каждое богослужение содержит молитвы, посвященные Божией Матери. Ее образ был источником неоскудевающего вдохновения для церковных поэтов и гимнографов. Он остается таковым для всех поколений православных христиан, видящих в Пресвятой Богородице «Заступницу усердную», «в скорбех и печалех Утешение», «взыскание погибших» и «всех скорбящих радость».
8
Почитание Богородицы в течение первого тысячелетия христианской истории развивалось параллельно на Востоке и на Западе. С течением веков на Западе развивалось учение о «непорочном зачатии» Божией Матери. Согласно этому учению, Божией Матери в силу будущих заслуг Ее Сына была дана особая привилегия — быть свободной от первородного греха. Однако, по словам православных богословов, если бы Пресвятая Дева была, в силу особой привилегии, изолирована от остальной части человечества, то обесценился бы факт Ее свободного согласия на божественную волю.
9
Православная Церковь обращается к Богородице словами «Пресвятая Богородица, спаси нас», что указывает на участие Богородицы в деле спасения и искупления (к святым принято обращение «моли Бога о нас»). Однако Православие не приемлет наименование Богородицы «соискупительницей», употребляемое в Римско-Католической Церкви, поскольку этот титул умаляет уникальность искупительной жертвы Христа и может создать ложное представление о том, что в деле искупления была равная доля участия Божией Матери.
10
В понимании посмертной судьбы Пресвятой Богородицы Православная и Католическая Церкви сходятся, веруя в то, что Она вместе с телом была вознесена на небо. Однако на Западе акцент делается не на кончину Пресвятой Девы, а на Ее вознесение в небесную славу. Этому событию посвящен в Католической Церкви праздник, получивший название Взятия Девы Марии на небо. На православном Востоке празднуется не Взятие Девы Марии на небо, а «Успение Пресвятой Богородицы», что отражено и в иконографии: на Западе Деву Марию изображают возносящейся на облаках в окружении херувимов, на Востоке — распростертой на смертном одре в окружении апостолов. Православные веруют в то, что Господь сохранил тело Богородицы от тления, но исповедуют, что Она умерла в силу общего для человеческого естества закона. Тем не менее, и Православная Церковь утверждает, что после смерти Богородицы Ее тело было вознесено на небо.
Тест
Что вы знаете о Богородице?
Пройдите небольшой тест, чтобы проверить свои знания по уроку
начать
Что сообщает НЗ о почитании Богородицы при жизни Спасителя?
далее
проверить
узнать результат
Чем является утверждение девственного Рождения Иисуса Христа от Девы Марии для православной церкви?
далее
проверить
узнать результат
Как называл Деву Марию Несторий, осуждённый на третьем вселенском соборе?
далее
проверить
узнать результат
Почему Бог выбрал именно Марию для Рождения Иисуса Христа?
далее
проверить
узнать результат
Грешила ли Дева Мария?
далее
проверить
узнать результат
Отличается ли учение о Богородице у католиков и православных?
далее
проверить
узнать результат
Участвует ли Богородица в деле Спасения?
далее
проверить
узнать результат
Как была погребена Дева Мария по смерти?
далее
проверить
узнать результат
Упс...
Возможно, вы не очень внимательно смотрели урок, посмотрите его, пожалуйста, еще раз, или обратитесь к его текстовой версии
пройти еще раз
Неплохо!
Теперь вы кое-что знаете о вере. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, посмотрите или прочитайте наш урок еще раз
пройти еще раз
Отлично!
Поздравляем! Скорее, переходите к следующему уроку)
пройти еще раз