Что нужно знать о Святой Троице?
Курс "Катехизис с Митрополитом"
УРОК
03.
текстовая версия
Христиане верят в Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа.

Что нужно знать о Святой Троице?

1
Термин «Троица» не встречается в Священном Писании. Однако он появился в христианском богословии не позднее II века и прочно вошел в богословский словарь христианской Церкви. Этим термином обозначается единый Бог, прославляемый в трех Лицах.
2
Троица — это не три Бога, но единый Бог. Вера в Святую Троицу никоим образом не умаляет монотеизм — веру в единого Бога. При этом каждое из Лиц Троицы является не частью Бога, но всецелым Богом. Таким образом, Отец — Бог, Сын — Бог, Святой Дух — тоже Бог. Но все трое вместе — единый Бог. Это тот единственный случай, когда один плюс один плюс один равно не три, а один.
3
Учение о том, что Бог един, но в трех Лицах, является богооткровенным. Перед вознесением на небо Иисус заповедал ученикам крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Здесь впервые все три Лица Святой Троицы упомянуты вместе в одной лаконичной формуле. Но еще раньше Отец, Сын и Святой Дух были явлены людям: в тот момент, когда Иисус крестился в реке Иордан: тогда прозвучал голос Отца, а Святой Дух в виде голубя сошел на Сына Божия. В беседах с учениками и с иудеями Иисус Христос многократно говорил и о Своем Отце, и о Святом Духе, а также о Своем равенстве с Отцом. У апостола Павла мы также встречаем многократные указания на трех Божественных Лиц, например: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).
4
Источником Божества в Троице является Отец: от Него рождается Сын и исходит Дух Святой. И рождение Сына, и исхождение Духа — не события, происходящие во времени: это личные качества, или свойства, Сына и Духа, присущие Им от вечности. Церковь верит, что Бог всегда пребывал в трех Лицах, только истина эта не была явлена в Ветхом Завете: эту истину явил людям Господь Иисус Христос.
5
Три Лица Святой Троицы — не просто три проявления или эманации одного Бога. В III веке еретик Савеллий учил, что Бог — единое Существо, а три Лица — это как бы три «личины», под которыми Он является людям: в Ветхом Завете Бог проявлял Себя как Отец, в Новом Завете как Сын, а в Церкви после Пятидесятницы как Святой Дух. Церковь отвергла это лжеучение и провозгласила, что Отец, Сын и Святой Дух — это три Ипостаси, каждая из Которых обладает личностным бытием, но все они имеют одну природу.
6
Три лица Святой Троицы равны между Собой. Между ними нет какой-либо иерархии или подчинения одного другому. Хотя Отец является источником бытия Сына и Духа, Сын и Дух равны Ему, то есть имеют одну с Ним сущность. В IV веке еретик Арий учил, что Сын не равен Отцу, но Церковь отвергла это лжеучение, как и ересь Македония, учившего, что Святой Дух не равен Отцу и Сыну.
7
Троица называется «единосущной». Это значит, что у Отца, Сына и Святого Духа одна сущность.
8
Троица называется «нераздельной». Это значит, что Лица Святой Троицы всегда вместе, всегда в единстве мысли и действия, между Ними нет и не может быть никакого конфликта, противоречия или несогласия. О Своих взаимоотношениях с Отцом Иисус сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5:19–20). А о Святом Духе Иисус говорил: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14–15).
9
Три Лица Пресвятой Троицы вечно пребывают в союзе любви. Священное Писание говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8; 4:16). Но не бывает любви без любимого. Любовь предполагает существование другого. Бог Троица есть полнота любви, каждое Лицо-Ипостась обращено любовью к двум другим Лицам-Ипостасям. Лица в Троице осознают Себя как «Я и Ты»: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», — говорит Христос Отцу (Ин. 17:21). В то же время Они сознают Себя как «Мы»: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», — говорит Христос ученикам (Ин. 14:23).
10
В молитве мы можем обращаться и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу, и к трем Лицам Троицы вместе. Молитва, воссылаемая одному Лицу Святой Троицы, одновременно восходит к двум другим Лицам. Примером может послужить молитва «Отче наш». Она обращена к Богу Отцу. Однако завершается возгласом священника: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа…». Пример молитвы к трем Лицам Святой Троицы — древнее песнопение «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас». Считается, что каждое из трех прошений обращено к одному из Лиц Святой Троицы: первое к Отцу, второе к Сыну, третье к Духу Святому. Но вся молитва вместе обращена к единой и неделимой Троице.
Праздник, именуемый «Троицей», в церковном уставе называется Пятидесятницей. Иконой этого праздника является не образ Святой Троицы, а образ Пятидесятницы: двенадцать апостолов, на которых сходит Святой Дух.

Проповедь апостолов продолжает ныне Святая Церковь. И ее основа — вера в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.