Иисус Христос - Богочеловек
Курс "Катехизис с Митрополитом"
УРОК
04.
текстовая версия
Для христианской Церкви Иисус Христос — не просто человек. Он — воплотившийся Бог. Именно вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя отличает христиан от нехристиан.

Что нужно знать о Иисусе Христе как Богочеловеке?

1
Он не получеловек и полубог, но полноценный человек и полноценный Бог.
2
Как Бог Он рожден Отцом, но это рождение имеет не временный, а вечный характер: Он всегда пребывал с Отцом, не было такого момента, когда бы у Отца не было Сына. Евангелие от Иоанна начинается такими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Под Словом здесь понимается Единородный Сын Божий, Который всегда был с Отцом. Согласно Символу веры, Сын Божий рожден, но не сотворен: в отличие от людей и ангелов, Он не является творением Божиим, но от вечности пребывает в единстве с Отцом. Все творения Божии по сущности отличны от Бога, тогда как Сын Божий «единосущен Отцу», то есть у Отца и Сына одна божественная сущность.
3
Как человек Он был рожден в конкретный момент времени от Святого Духа и Девы Марии. О Его рождении, земной жизни, смерти и воскресении повествуют четыре Евангелия.
4
Как Бог Иисус Христос во всем подобен Своему Отцу и равен Ему. Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Но Иисус подчеркивал: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Согласно апостолу Павлу, Сын Божий, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Флп. 2:6).
5
Как Бог Иисус действует вместе со Своим Отцом. Он участвовал в сотворении мира и человека. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», — говорится в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:3). А апостол Павел говорит о Сыне, через Которого Бог «и веки сотворил» (Евр. 1:2).
6
Как человек Иисус Христос во всем, кроме греха, подобен нам. Как и прочие люди, Он ел и пил (Мф. 9:10–13), удивлялся (Мф. 8:10; Лк. 7:9), уставал (Ин. 4:6), спал (Мф. 8:24; Мк. 4:38), гневался (Мк. 3:5), негодовал (Мк. 10:14), радовался (Лк. 10:21), плакал (Ин. 11:35), скорбел, ужасался и тосковал (Мф. 26:37–38; Мк. 14:33–34). Но все проявления человеческой природы были в Нем лишены греховной составляющей.
7
Две природы — божественная и человеческая — соединены в Иисусе Христе «неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно». Это значит, что две природы во Христе не сливаются одна с другой, так, чтобы из них составилась некая новая природа; не поглощаются одна другой; не изменяются при соединении одна с другой. В то же время, они не разлучаются одна с другой и не разделяются после того, как соединились в момент зачатия от Духа Святого.
8
Иисус Христос — единая неделимая Личность, в которой божественная и человеческая природы соединены гармоничным и неразрывным образом. Вот почему христианское богословие не отделяет вечного Сына Божия от родившегося во времени Человека Иисуса. И, хотя Дева Мария родила Иисуса по-человечески, Она именуется Богородицей, потому что вечный Сын Божий и родившийся во времени Человек Иисус — одно и то же Лицо.
9
Иисус Христос имел две воли — божественную и человеческую. Перед арестом он молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Такая молитва не была бы возможной, если бы человеческая воля Христа была полностью поглощена Божественной. Как полноценный человек, Христос обладал свободой воли. Но эта свобода не означала для него выбора между добром и злом. Человеческая воля Христа всегда свободно избирала только добро — и никакого конфликта между ней и Божественной волей не было и быть не могло.
10
Церковь называет Иисуса Христа Искупителем и Спасителем, потому что Его страдания и смерть имели искупительный характер. Апостол Петр пишет: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:18–20). Апостол Павел говорит о том, что Иисус Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25).
11
Боговоплощение, жизнь на земле, страдания и смерть Иисуса Христа стали новым откровением о человеке. Явив человечеству лик Божий, Иисус одновременно явил ему лик подлинного человека. Он показал, каким может и каким должен быть человек. Для христиан Иисус Христос — абсолютный идеал духовного и нравственного совершенства.
12
Страдания и крестная смерть Иисуса Христа стали новым откровением о Боге. Они явили лик Божий таким, каким люди никогда его не видели. Бог, проливающий кровь за людей, страдающий и умирающий на кресте в страшных мучениях, — такого Бога человечество узнало впервые. Христианский Бог — не тот, которого проповедуют философы-деисты: создавший мир, установивший в нем естественные законы, но затем удалившийся и предоставивший миру развиваться в соответствии с этими законами. Христианство открыло людям иного Бога: Он не взирает на страдания человека с небесных высот, но Сам входит в гущу человеческих страданий, принимая их на Себя и умирая за людей.